ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
А.Салыкбаева, HR-менеджер, преподаватель кадровых дисциплин
Одна из задач HR-менеджера – формирование личных дел сотрудников. Законодательством не предусмотрен перечень документов, входящих в личное дело, но может быть прописан в инструкции по кадровому делопроизводству предприятия. Какие документы должны храниться в личных делах работников, как оформляются личное дело работника, разъясняет эксперт журнала.
Сотрудники компании – ее главный ресурс, поэтому наличие полной и точной информационной базы о них может существенно улучшить работу кадровой службы. Информационная база в данном случае представлена в виде личных дел всех работников компании, в которых отражена их трудовая деятельность, документы и другие сведения. Личное дело заводится при принятии сотрудника на работу, изменяется по мере его продвижения в компании и закрывается при прекращении трудовых отношений с работодателем.
Документы, необходимые при трудоустройстве
Документы, необходимые для заключения трудового договора , установлены статьей 32 Трудового кодекса:
1) удостоверение личности или паспорт (свидетельство о рождении для лиц, не достигших 16-летнего возраста).
Оралманы представляют удостоверение оралмана, выданное местными исполнительными органами;
2) вид на жительства или удостоверение лица без гражданства (для иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РК) либо удостоверение беженца;
3) документ об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки при заключении трудового договора на работу, требующую соответствующих знаний, умений и навыков;
4) документ, подтверждающий трудовую деятельность (для лиц, имеющих трудовой стаж);
5) документ о прохождении предварительного медицинского освидетельствования (для лиц, обязанных проходить такое освидетельствование в соответствии с Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами РК).
Для заключения трудового договора с сфере образования, воспитания, организации отдыха и оздоровления , физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лицо предоставляет справку о наличии либо отсутствии сведений о совершении уголовного правонарушения: убийства, умышленного причинения вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, экстремистских или террористических преступлений, торговли людьми.
При поступлении на гражданскую службу, на работу в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения, национальные управляющие холдинги, в национальные институты развития, национальные холдинги и национальные компании, а так же их дочерние организации на должность, связанную с исполнением управленческих функций, лицо предоставляет справку о наличии либо отсутствий о совершении коррупционного преступления.
Для заключения трудового договора о работе по совместительству с другим работодателем работник предоставляет справку о характере и условиях труда по основному месту работы (место работы, должность, условия труда).
Перечень документов, необходимых для заключения трудового договора при привлечении иностранных работников государственного органа, определяется в соответствии с порядком привлечения иностранных работников, утвержденным Правительством РК.
Работодатель не в праве требовать документы, непредусмотренные пунктом 1 статьи 32 Трудового кодекса, за исключением случаев, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами РК.
В случае согласия работника на хранение подлинников документов у работодателя либо временного их оставления для выполнения установленных законодательством РК процедур работодатель выдает работнику письменное обязательство о возврате документов.
Удостоверение личности предъявляют при заключении трудового договора, но в личном деле хранится только его копия.
Формирование личного дела
Личное дело работника должно состоять из следующих документов:
-внутренняя опись документов дела;
- (при необходимости) копия Личной карточки (форма Т-2) (оригиналы личных карточек на военнообязанных и призывников хранятся в алфавитном порядке в отдельной картотеке согласно Правилом воинского учета военнообязанных и призывников, утвержденным приказом министра обороны РК от 24 января 2017 года №28);
- заявление о приеме на работу, переводе, расторжении трудового договора;
- копия удостоверения личности или паспорта (свидетельства о рождении для лиц, не достигших 16-летнего возраста)
- копии документов об образовании и профессиональной подготовке, о присуждении ученых степеней или присвоении ученого звания;
- копия трудового договора;
- документы, подтверждающие трудовую деятельность;
- аттестационные листы, справки об итогах тестирования;
- письменное обязательство работодателя о возврате подлинников документов в случае их хранения либо временного оставления с согласия работника у работодателя для выполнения установленных законодательством процедур;
- выписки из приказов или копии приказов о приеме, перемещений, прохождении обучения и.т.д.;
- документ о прохождении предварительного освидетельствования (при необходимости);
- справка о наличии либо отсутствии сведений о совершении уголовного правонарушения: убийства, умышленного причинения вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, экстремистских или террористических преступлений, торговли людьми при заключении трудового договора в сфере образования, воспитания, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
Каждый документ, включаемый в личное дело работника, должен иметь специальный штамп «Документ из личного дела», проставленный в его правам углу.
Копии приказов, заявлений, касающиеся данного работника, целесообразно хранить в личном деле работника.
В Перечне типовых документов, образующихся в деятельности государственных организаций (утвержден приказом и.о. министра культуры и спорта РК от 29 сентября 2017 года №263), указаны сроки хранения личных дел сотрудников:
Вид документа (в том числе электронные документы, удостоверенные ЭЦП*) |
Срок хранения документа |
Примечание |
Личные дела (заявления, автобиографии, копии и выписки из указов, постановлении, приказов, распоряжений, копии личных документов, копии договоров о пенсионном обеспечении, характеристики, резюме, листки по учету кадров, трудовые договоры, анкеты, послужные списки, аттестационные листы и другие документы); 1)политических государственных служащих |
Постоянно |
Документы на бумажном носителе и идентичные им электронные документы |
2) руководителей организаций республиканского, областного уровней, уровней города республиканского значения и столицы |
Постоянно |
Документы на бумажном носителе и идентичные им электронные документы |
3) работников, имеющих высшие знаки отличия, почетные государственные и иные звания, награды, ученые степени |
Постоянно |
Документы на бумажном носителе и идентичные им электронные документы |
4) работников, в том числе административных, государственных и гражданских служащих |
75 лет |
Документы на бумажном носителе и идентичные им электронные документы |
Личные карточки работников, в том числе временных работников |
75 лет |
Документы на бумажном носителе и идентичные им электронные документы |
Документы лиц, не принятых на работу (анкеты, автобиографии, листки по учету кадров, заявления, резюме и другие документы) |
1 год |
Документы на бумажном носителе и идентичные им электронные документы. После изъятия личных документов
|
Подлинные личные документы (трудовые книжки, аттестаты, удостоверения, свидетельства, трудовые договоры и другие документы) |
До востребования |
Документы на бумажном носителе и идентичные им электронные документы. Невостребованные – не менее 50 лет (невостребованные трудовые книжки – 10 лет после достижения работником общеустановленного пенсионного возраста) |
*ЭЦП – электронная цифровая подпись
Согласно положениям законодательства, у сотрудников должны быть личные карточки, которые хранятся отдельно от личных дел. Они хранятся отдельно по алфавиту и при увольнении сотрудника отправляются в отдельную папку с личными карточками уволенных работников, которая в конце года передается в архив организации и хранится там еще 75 лет. Также и личные дела уволенных работников в конце года передаются в архив организации и хранятся 75 лет, кроме личных дел руководителей, которые хранятся постоянно.
Правила ведения и хранения личных дел
Система хранения личных дел должна быть продумана таким образом, чтобы исключить доступ иных лиц. Идеально подойдет сейф или металлический шкаф, запирающийся на ключ.
Каждое досье располагается в отдельной папке или, в крайнем случае в отдельном файле. При формировании личного дела работника следует помнить о некоторых нюансах:
- в личном деле не должны храниться документы временного хранения вместе с документами для постоянного хранения;
- лучше исключить из личного дела оригиналы документов постоянного хранения, заменив их копиями;
- каждый документ должен быть представлен в одном экземпляре;
- одно дело не должно превышать по толщине 4 см;
- приложение документам должны находиться в одной папке с документами.
Вначале подшивается вся документация, касающаяся приема на работу, а в самом конце – все, что связано с увольнением. Опись должна быть подписана составителем (обычно это тот же сотрудник, который ведет личное дело) с обязательной расшифровкой его должности и Ф.И.О. Обязательно должно стоять дата составления – она проставляется по завершении наполнения личного дела.
Опись
Опись заполняется по мере поступления документов в дело с соблюдением хронологии вносимой информации. В личное дело могут вкладываться как оригиналы, так и копии, что обязательно фиксируется в перечне.
Опись может состоять из одного или нескольких листов. Если она многостраничная, то все страницы должны быть пронумерованы, причем нумерация идет отдельно от нумерации документов личного дела. Опись можно приклеить к обратной стороне титульного листа папки дела.
Второй способ хранения регистра – в самой папке, особенно если она многостраничная. В последнем случае рассматриваемый акт всегда подшивается поверх всех документов.
Образец документа
Общество с ограниченной ответственностью «Карусель»
(наименование предприятия, организации, учреждения)
Ф. № ________________ Оп. № ________________ Д. № ________________
|
Отдел кадров
ЛИЧНОЕ ДЕЛО №12 – 15
Попова Игоря Александровича
____________________________
(фамилия, имя, отчества)
Дата начала: 12 января 2005г.
Дата окончания: 23 декабря 2010г.
На 15 листах
Хранить 75 лет.
Ф. № ________________ |
Оп. № ________________ |
Д. № ________________ |
Заканчиваются формирование личного дела и составление описи с увольнением работника. Личное дело работнику не выдается. Последние строки описи перечеркиваются знаком «Z» во избежание внесения туда каких–либо дополнительных сведений.
Образец документа
Внутренняя опись документов личного дела №25
Искакова Резеда Джалиловна
№ п/п |
Название и заголовок документа |
Дата документа |
Индекс документа |
Номера листов дела |
Дата включения документа в личное дело |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Дополнение к личному листку по учету кадров |
|
|
1,2 |
01.02.2020 |
|
2 |
Личный листок по учету кадров |
01.02.2020 |
|
3-6 |
01.02.2020 |
|
3 |
Автобиография |
01.02.2020 |
|
7 |
01.02.2020 |
|
4 |
Копия диплома о высшем образовании |
29.06.2015 |
|
8 |
01.02.2020 |
|
5 |
Заявление о приеме на работу |
01.02.2020 |
65 |
9 |
01.02.2020 |
|
6 |
Копия приказа о приеме на работу |
01.02.2020 |
75-к |
10 |
01.02.2020 |
Оригинал в деле ОК-10 |
7 |
Копия приказа о присвоении Iквалификационной категории |
29.08.2020 |
15-к |
11 |
29.08.2020 |
Оригинал в деле ОК – 10 |
Итого _________________________документов «*»
(цифрами и прописью)
Количество листов внутренней описи «*» ______________________
(цифрами и прописью)
__________________________________
«*»Оформляется при подготовке личного дела к передаче в архив.
Наименование должности лица,
Составившего внутреннюю опись документов дела ________________
______________ ___________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
«______» __________________20___г.
Обязанностью работодателя являются обеспечение сохранности и сдача в государственный архив документов, подтверждающих трудовую деятельность работников, и сведений об удержании и отчислении денег на их пенсионные обеспечение и обязательное социальное страхование (пп.17 п.2 ст.23 Трудового кодекса).
- Кадровый аудит в организации или на предприятииКадровый аудит в организации или на предприятии